На Чукотке появится плавучая АТЭС

Билибинскую АЭС на Чукотке хотят заменить плавучей атомной станцией Билибинскую АЭС на Чукотке хотят заменить плавучей атомной станцией Билибинскую АЭС на Чукотке хотят заменить плавучей атомной станцией Билибинскую АЭС на Чукотке хотят заменить плавучей атомной станцией Билибинскую АЭС на Чукотке хотят заменить плавучей атомной станцией

Билибинскую АЭС на Чукотке хотят заменить плавучей атомной станцией

Многолетние гадания и споры о месте размещения первой плавучей атомной теплоэлектростанции (сокращенно — ПАТЭС) вернулись на круги своя. Перебрав все прочие варианты, инициаторы этого проекта пришли к тому, с чего начали — порт и поселок Певек в Чаунском районе Чукотского автономного округа.

Сегодня истекает срок, когда сторонники и оппоненты этого проекта из местных граждан, проживающих на Чукотке, могли ознакомится с протоколом общественных слушаний и, если пожелают, оставить замечания. Но они — эти замечания — уже ни на что не повлияют: в Москву будет отправлен документ с одобрением проектной документации, которая была представлена на рассмотрение общественности Дирекцией строящихся ПАТЭС.

Дирекция эта существует как филиал концерна «Росэнергоатом», и за семь лет в ней сменилось несколько руководителей. Нынешний глава филиала Сергей Завьялов, побывавший на слушаниях в Певеке, сообщил собравшимся, что плавучая атомная теплоэлектростанция, которая достраивается сейчас на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, является первой и пока единственной в своем роде. И именно она, встав на прикол у побережья Чукотки, должна заменить собой не только выработавшую ресурс Чаунскую ТЭЦ, но и Билибинскую атомную электростанцию, где тоже назревает вопрос об остановке энергоблоков. На это указывают и техническое состояние, и очевидная убыточность Билибинской АЭС в отсутствие прежних крупных потребителей энергии.

В ходе слушаний, которые проведены в Певеке, было заявлено, что сооружение ПАТЭС предусмотрено стратегией развития Чукотского автономного округа до 2020 года. Этой осенью на берегу и у побережья Чукотки проводились геологические исследования и поиск наиболее подходящего места для привязки нового, нигде ранее не применявшегося энергообъекта. По словам проектировщика, это будет комплекс сооружений, включая сам плавучий энергоблок с установками типа КЛТ-40С, береговые узлы для передачи электро- и теплоэнергии во внешние сети, а также набор гидротехнических сооружений.

До недавних пор наиболее вероятным местом размещения первой станции называли Вилючинск — военный городок и основную базу подводных сил Тихоокеанского флота. Но туда по указанию Владимира Путина спешно подтянули ветку газопровода, и ТЭЦ на газе — «синица в руках» — для городских властей стала куда предпочтительной, чем широко разрекламированная плавучая АЭС.

И город Северодвинск с оборонной верфью «Севмаш», где в апреле 2007 года, при большом стечении VIP-гостей, был заложен корпус будущей станции под громким названием «Академик Ломоносов», спустя два года от нее избавился. Отказался от строительства, и — главное — от размещения на своей акватории в качестве референтного (то есть показательного) энергоблока, вовремя посчитав, что киловатт электричества от такой «плавучей батарейки» попросту разорит завод. Бывший в ту пору генеральным директором «Севмаша» Николай Калистратов вместе с главой «Росатома» Сергеем Кириенко имел по этому поводу малоприятный разговор с председателем правительства РФ Владимиром Путиным в его загородной резиденции.

Эмоции опускаем, констатируем результат: уже в 2009 году достройку плаучей электростанции перенесли на Балтийский завод, подписав соответствующий договор. Но и в Санкт-Петербурге, где находится знаменитый Балтзавод, «Академик Ломоносов» с его безумно дорогими киловаттами тоже без надобности. Тем более, что рядом с действующей Ленинградской АЭС уже строятся два новых энергоблока-миллионника ЛАЭС-2.

Вот и вернулись создатели плавучей АТЭС в Певек, откуда начинали более десяти лет назад и где не встретили тогда поддержки населения и единодушия властей. Сейчас, похоже, ситуация переменилась. На недавних слушаниях прибывшие из Москвы специалисты заверяли местных жителей в абсолютной безопасности своего объекта. Как было заявлено, уже в самом проекте обеспечена «устойчивость к широкому спектру внешних воздействий, включая землетрясения силой 9 баллов, ураганный ветер до 80 м/с, взрыв, падение вертолета». При этом физическая охрана плавучей атомной станции будет осуществляться специальным подразделением внутренних войск численностью в 350 человек.

Важное заявление незадолго до этого сделал генеральный директор «Росэнергоатома» Евгений Романов. По его словам, Певек как возможная точка размещения плавучей АЭС рассматривается в приоритетном порядке еще и потому, что «есть проблемы перевода Билибинской АЭС в режим без генерации». То есть только на выработку тепла для пристанционного поселка. «А ПАТЭС, — развил свою мысль Романов, — сможет соблюсти баланс электро — и теплогенерации, тем более что есть линии, которые могут обеспечить передачу электроэнергии до Билибинского района».

Как следует из итогового протокола общественных слушаний, их участники «одобрили представленную проектную документацию по ПАТЭС и рекомендовали при утверждении документации максимально учесть предложения и замечания участников обсуждений». В срок до 21 ноября 2013 в помещении Чаунского краеведческого музея с этим документом могли ознакомиться все желающие. А после этой даты протокол обсуждений направляется в концерн Росэнергоатом», администрацию Чаунского района, в правительство Чукотского автономного округа и в органы государственной экологической экспертизы «с целью  включения в окончательный вариант материалов оценки воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности по строительству и эксплуатации ПАТЭС в Певеке».

Досье «РГ»

Договор между «Балтийским заводом» и «Росэнергоатомом» на строительство ПАТЭС был подписан в 2009 году, когда «Балтзавод» контролировался Объединенной промышленной корпорацией Сергея Пугачева. Срок поставки готового энергоблока по условиям того контракта — 24 мая 2012 года — давно прошел. Очередной срыв договорных обязательств в отношении станции эксперты связали с банкротством Межпромбанка, который входил в пугачевскую ОПК.

Работы на этом долгострое продолжились лишь после того, как основные производственные активы верфи были переведены во вновь образованную структуру — ОАО «Балтийский завод — Судостроение». По существу та же верфь только под новым названием вернулась в лоно контролируемой государством Объединенной судостроительной корпорации. Теперь, по уточненным планам, в 2014 году планируется выполнить «основной объем достроечных и монтажных работ на ПАТЭС «Академик Ломоносов». Первые испытания ожидаются в начале 2016 года. Ввод в эксплуатацию, если не возникнет новых осложнений, — конец 2018 года.

Расчетная стоимость ПАТЭС, которая приводилась в официальных документах, — 9,8 млрд рублей. Какими окажутся фактические затраты, сейчас никто не берется предсказать.

rg.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s